Nature: материки Земли могли стабилизироваться благодаря дождю и ветру

9 мая 2024, 06:07
PxHere
9 мая 2024, 06:07 — ЭкоПравда

Американские ученые из Пенсильванского университета представили новую теорию формирования континентов Земли, основанную на механизмах образования древних и обширных участков континентальной коры, известных как кратоны. Их исследование опубликовано в журнале Nature.

Согласно предложенной гипотезе, континенты не возникли из океанов в виде устойчивых массивов суши. Вместо этого ученые предполагают, что около 3 миллиардов лет назад воздействие дождей и ветров на свежую породу активировало цепочку геологических процессов, приведших к формированию стабильной коры.

Кратоны простираются на глубину более 150 километров, до верхней мантии, где они действуют как киль лодки, обеспечивая стабильность континентов. Исследователи провели анализ концентрации урана, тория и калия в образцах горных пород архейского периода, когда формировались кратоны, чтобы оценить радиогенную теплопроизводительность. Эти данные были использованы для создания тепловых моделей процессов формирования кратонов.

В ходе своих исследований ученые пришли к выводу, что выветривание горных пород под действием ветра, дождя и химических реакций вело к образованию осадочных отложений с высоким содержанием урана, тория и калия. Эти элементы, выделяющие тепло, могли сконцентрироваться в толстом слое породы, что способствовало затвердеванию коры и ее защите от деформаций.

Ранее «ЭкоПравда» информировала о том, что профессор Липунов объяснил, что такое кротовые норы и почему их до сих пор не нашли.