Science Advances: мощность взрыва вулкана Тонга составила более 15 мегатонн

17 апреля 2023, 10:32
17 апреля 2023, 10:32 — ЭкоПравда

Ученые из Университета Майами показали, что извержение вулкана в Тонга было сильнее всех ядерных испытаний США и вызвало мегацунами. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Эксперты использовали спутниковые снимки и карты, а также полевые данные для реконструкции цунами, возникшего в архипелаге Тонга. Исследователи обнаружили, что цунами удерживалось мелким морским дном, которое действовало как своеобразная ловушка для медленно движущихся волн.

Вулкан Хунга-Тонга-Хунга-Хапай произвел три взрыва. Первый взрыв дал 0,5 мегатонны тротилового эквивалента, второй произошел через 12 минут и достиг мощности в 4 мегатонны, третий последовал через 38 минут после этого и мог достигать 15 мегатонн или даже более высоких значений

Извержение на Тонга вызвало цунами высотой до 85 метров. Волны высотой 45 метров обрушились на берега острова Тофуа, а волны высотой 17 метров — на самый населенный остров архипелага: Тонгатапу. Стихийное бедствие унесло жизни нескольких человек.

Немногочисленные жертвы извержения объясняются удачным размещением и отсутствием туристов во время карантинных мероприятий против пандемии COVID-19, а также профилактикой и эвакуацией, которые проводились на островах Тонга за несколько лет до этого.

Однако другие подводные вулканы способны генерировать мегацунами, представляющие столь же серьезную угрозу для десятков тысяч людей. Вулкан Хунга-Тонга-Хунга-Хапай расположен внутри кальдеры диаметром пять километров, называемой Хунга.

Этот вулкан способствовал образованию одних из самых молодых вулканических островов на Земле. Извержение Тонга образовалось при столкновении Тихоокеанской и Индо-Австралийской тектонических плит.

Мощность этого извержения сравнима с извержением Кракатау в 1883 году, в результате которого погибло более 36 000 человек.

Ранее «ЭкоПравда» сообщала, что китайские ученые изобрели новый вид ламп накаливания с повышенным КПД.