СПБГУ выяснили, как в экстремальных условиях на вулканах Камчатки формируются биоминералы

22 марта 2023, 12:11
22 марта 2023, 12:11 — ЭкоПравда

Команда геологов и биологов из Санкт-Петербургского государственного университета провела масштабное исследование механизмов образования минералов в биопленках, формирующихся в экстремальных условиях, например, на вулканах Камчатки. Об этом сообщает Naked Science.

Было обнаружено, что лишайники обладают способностью извлекать тяжелые металлы из вулканических пород и хранить их в биопленках.

Результаты работы, которая была поддержана грантом Российского научного фонда, были опубликованы в журнале Catena. В ходе исследования ученые смогли выявить микробную биоминерализацию — процесс, в ходе которого живые организмы образуют минералы.

Находка была сделана в вулканическом массиве Толбачик, расположенном на Камчатке. Геологи и биологи из Санкт-Петербургского университета изучали образцы горных пород с биопленками, в которых преобладали лишайники и цианобактерии.

При взаимодействии лишайников и минералов подстилающей породы выделяется соединение, известное как щавелевая кислота. Оксалаты, образующиеся в результате взаимодействия, содержат тяжелые металлы.

Лишайники могут собирать частицы тяжелых металлов из горных пород и концентрировать их в своих биопленках. В ходе исследования ученые обнаружили новые виды лишайников, которые также производят щавелевую кислоту и образуют оксалаты металлов.

Ранее «ЭкоПравда» сообщала, что американские физики обнаружили нейтрино, созданные коллайдером частиц.