Главное

Сверхмассивные облака приближаются к черной дыре Млечного Пути

22 февраля 2023, 09:34
Фото: обсерватория Кека
22 февраля 2023, 09:34 — ЭкоПравда

В течение 20 лет обсерватория У. М. Кека на Гавайях наблюдала за тем, как необычное облако разрывается на части, ускоряясь к сверхмассивной черной дыре в центре нашей галактики Млечный Путь. Астрономы Калифорнийского университета и обсерватории Кека с 2002 года изучают эволюцию пылевой газовой нити, расположенной в плоскости нашей галактики. Об этом сообщает Phys.org.

Изображение с повышенным разрешением в ближнем инфракрасном диапазоне, полученное с помощью мощной системы адаптивной оптики обсерватории Кека, показывает, что X7 настолько вытянулся, что его длина теперь в 3 000 раз превышает расстояние между Землей и Солнцем. Исследование опубликовано в журнале Astrophysical Journal. Приливные силы — это гравитационное притяжение, оказываемое на объект черной дырой: сторона объекта, ближайшая к черной дыре, притягивается сильнее, чем его противоположный конец.

На представленном выше рисунке изображено то, что, как ожидается, произойдет примерно в 2036 году, когда нить пыли и газа под названием X7 приблизится к сверхмассивной черной дыре нашей галактики Млечный Путь. X7 имеет массу около 50 земных, и вращается вокруг черной дыры в центре нашей галактики — путешествие займет 170 лет.

По оценкам команды, X7 совершит свое ближайшее сближение с Sgr A* около 2036 года, а вскоре после этого полностью рассеется. Частицы газа и пыли вокруг Sgr A* со временем могут быть втянуты в черную дыру и вызвать ее вспышку. Полученные результаты — это первая оценка мягко эксцентричного орбитального пути X7 и самый надежный анализ того, как меняется его внешний вид, форма и поведение. Команда наблюдала X7 с помощью инфракрасного спектрографа OSIRIS (OH-Suppressing Infrared Imaging Spectrograph) и камеры ближнего инфракрасного диапазона второго поколения (NIRC2) в сочетании с системами адаптивной оптики телескопов Кека I и II. X7 обладает теми же наблюдательными свойствами, что и другие странные пылевые объекты, вращающиеся вокруг Sgr A*, называемые G-объектами. Однако форма и скоростная структура X7 изменилась более значительно, чем у большинства G-объектов.

Нити газа и пыли движутся очень быстро, их скорость достигает 490 миль в секунду. Поскольку черная дыра настолько велика, все в ее окрестностях, включая эти нити, движется гораздо быстрее, чем мы обычно наблюдаем в других местах нашей галактики. Эволюция X7 между 2002 и 2021 годами, полученная с помощью прибора NIRC2 обсерватории Кека с использованием адаптивной оптики. Credit: A. Ciurlo et al., GCOI/UCLA Хотя происхождение X7 все еще остается загадкой, ученые придумали несколько возможных объяснений того, как он мог образоваться.

Ранее «ЭкоПравда» сообщала, что Европа создаст телескоп для обнаружения опасных астероидов вблизи солнца.