Главное

Ученые раскрыли тайну эффективности крокодильего гемоглобина

16 января 2023, 14:10
16 января 2023, 14:10 — ЭкоПравда

Гемоглобин крокодилов связывает и удерживает кислород отличным от нормы способом — с помощью фосфатов. Это позволяет им эффективно расходовать кислород и оставаться под водой в течение длительного времени. Об этом сообщает Naked Science.

Ученые изучили гемоглобин современных и древних крокодилов, а также архозавров. Они обнаружили, что действие белка обусловлено не отдельными мутациями, а их сложными комбинациями.

Благодаря тому, что крокодил может долгое время находиться под водой, он способен охранять свою добычу. Один из белков гемоглобина — вещества, переносящего кислород от легких к другим органам, — придает крови способность к транспортировке. Уникальные свойства крокодилового гемоглобина заставили ученых задаться вопросом, почему только у рептилий развилась такая эффективная молекула.

В попытке ответить на этот вопрос исследователи из Университета Небраски в Линкольне воссоздали гемоглобин архозавров — группы, в которую входят не только птицы и крокодилы, но и их общий предок 240 миллионов лет назад, — а также современных крокодилов. Исследование показало, что гемоглобин крокодилов значительно отличается от гемоглобина других организмов.По сравнению с другими, свойства фермента обусловлены большим количеством сложных взаимосвязанных мутаций — это установили последние данные, опубликованные в журнале Current Biology. Способность гемоглобина захватывать и удерживать кислород определяется органическими фосфатами у большинства позвоночных.

У крокодилов и аллигаторов, однако, именно разложение углекислого газа образует бикарбонаты, поскольку ткани производят много CO2 в течение жизни. Количество крови в организме определяет, как кислород распределяется по нему и обеспечивает достаточное количество кислорода тканям, которые больше всего в нем нуждаются. Исследователи смогли сравнить гемоглобины архозавра и древнего крокодила, выявив изменения в аминокислотном составе с течением времени. Затем они добавили в гемоглобин архозавра мутации, характерные для крокодилов, что привело к появлению функций, отличных от тех, которые обычно встречаются в линиях архозавров.

Ранее «ЭкоПравда» сообщала, что ученые обнаружили в человеческом мозге новый слой.