Ученые сообщили, что «воздушные» кости помогли динозаврам стать гигантами

8 марта 2023, 13:45
8 марта 2023, 13:45 — ЭкоПравда

Исследование, опубликованное в журнале Scientific Reports, показало, что полые кости динозавров формировались в ходе трех независимых эволюционных процессов.

Многие динозавры вырастали до огромных размеров и весили во много раз больше, чем современные слоны. Чтобы поддерживать свой огромный рост и не рухнуть под тяжестью тела, кости динозавров стали «воздушными» — воздушные мешки внутри них, которые позволяли им быть достаточно легкими, чтобы ходить вертикально на двух ногах. Эту особенность унаследовали птицы, отделившиеся от динозавров, что позволило им летать.

Кости динозавров и птерозавров были менее плотными, что позволяло большему количеству воздуха циркулировать в крови. Это давало им больше кислорода, а также большую ловкость для охоты, бега и борьбы, что требовало от этих животных меньше энергии и одновременно эффективно охлаждало их тела.

Ученые задаются вопросом, как могла возникнуть такая эволюционная адаптация. Тито Аурелиано из Университета Кампинаса и его коллеги изучали окаменелые кости трех бразильских видов, живших в позднем триасе (около 233 миллионов лет назад) — в период, когда впервые появились динозавры.

Все окаменелости, обнаруженные в Риу-Гранди-ду-Сул, самом южном штате Бразилии, были найдены в течение последних десятилетий. Изучение образцов, принадлежащих к разным группам и относящихся к ранней стадии эволюции, может показать, как впервые проявились определенные черты.

Исследователи искали доказательства наличия воздушных мешков, которые характерны для более поздних в геологическом отношении (и более изученных) видов, таких как тираннозавры или велоцирапторы, в окаменелых останках более ранних динозавров.

Окаменелости принадлежали к трем видам: Buriolestes schultzi, Pampadromaeus barberenai и Gnathovovorax cabreirai. Эти динозавры были зауроподоморфами — длинношеими существами, которые со временем превратились в самых крупных животных, когда-либо известных на Земле.

Третьим родом были герреразавриды — плотоядные динозавры, чье существование было недолгим. Для проведения исследования ученые использовали компьютерную томографию (КТ), которая позволила им изучить все полости, включая отверстия для вен, артерий и костного мозга, не разрушая их структуру.

Хотя ни один из них не может служить воздушной камерой, через которую может проходить пневматический поток.

Исследование, опубликованное в 2021 году, показало, что другая линия динозавров, птицезавры, которые, как считалось ранее, имели воздушные мешки на ранних этапах эволюции, на самом деле не имели таких структур.

На основании этих данных авторы пришли к выводу, что воздушные мешки развивались независимо в каждой группе. Ученые обнаружили, что ни у одного общего предка не было этого признака.

Вполне вероятно, что все три группы независимо друг от друга развили воздушные мешки. Триасовый период был теплым и сухим. В то время территория, которая сейчас называется Рио-Гранде-ду-Сул (район в Бразилии, где было найдено множество окаменелостей), находилась далеко от моря — фактически она лежала в центре суперконтинента Пангея.

Ученые пришли к выводу, что в богатой кислородом среде, где организму доступно больше энергии и эффективность охлаждения повышается, этот признак эволюционировал по крайней мере три раза независимо друг от друга.

Ранее «ЭкоПравда» сообщала, что российские ученые создали тест, позволяющий практически мгновенно обнаружить любой вирус.