Японские учёные выяснили, что генетическая мутация помогает китовым акулам видеть в темноте

27 марта 2023, 15:30
27 марта 2023, 15:30 — ЭкоПравда

Необычайные адаптационные способности китовых акул, которые уверенно чувствуют себя как у поверхности воды, так и на большой глубине в почти полной темноте, получили объяснение ученых. Об этом сообщает Naked Science.

Способность глаз китовых акул быстро приспосабливаться к окружающему свету связана с мутациями. Человеку требуется до получаса, чтобы выработать достаточно пигмента в темноте, в то время как китовые акулы переключают «ночное» зрение при изменении глубины и, как следствие, уровень освещенности быстро падает с глубиной.

Мутация в гене, контролирующем синтез родопсина — молекулы, которая позволяет видеть ночью, — сделала пигмент чувствительным к температуре. Ученые сравнили гены, отвечающие за зрение у китовых акул и зебровых акул. Последние живут у поверхности и никогда не опускаются на глубину, в отличие от китовых акул.

Оказалось, что ген, отвечающий за производство родопсина, у китовых акул имеет две мутации, изменяющие 94-ю и 178-ю аминокислоты в их белковых цепочках — изменение, которое делает их чувствительными к температуре. В популяциях зебровых акул таких мутаций нет.

На глубине в холодной воде пигмент родопсин обеспечивает зрение в широком диапазоне с почти полным отсутствием цвета. На поверхности, где температура повышается и быстро деградирует, начинают реагировать другие пигменты, отвечающие за контрастность и восприятие света.

Люди с наследственной никталопией, или «куриной слепотой», имеют аналогичную мутацию в гене родопсина, которая ухудшает зрение в ночное время.

Ранее «ЭкоПравда» сообщала, что команда китайских генетиков научилась выращивать новые, жизнеспособные органы в пробирке.